27 сентября — Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День постный.

Сегодня в нашем храме были отслужены две Божественные Литургия. За литургией мы вспоминали «Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня».

Историческое содержание

В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.

Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.

Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (14/27 сентября).

Богослужебные (литургические) особенности

Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 14/27 сент.

После Малой вечерни с жертвенника на престол переносится Крест, который во время бдения будет вынесен для всеобщего поклонения и целования. Так как в большинстве приходских храмов Малая вечерня не совершается, то перенесение Креста на престол совершается священнослужителями перед Великой вечерней в алтаре.

На Великой вечерне читаются три паремии.

Полиелей совершается в алтаре. Соответственно и Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре.

На Утрене два канона праздника. Интересная особенность у канона праздника, написанного прп. Косьмой, епископом Маиумским – в нём две 9-х песни.

Главной особенностью службы праздника является вынос Креста во время пения хором великого славословия и общее поклонение Кресту, при котором поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Полный чин воздвижения (см. БУ) бывает не во всех храмах, а большей частью только в соборных. Там, где чина воздвижения не совершается, бывает только вынос Креста, положение его на аналое посреди храма с пением тропаря праздника трижды, потом, опуская чин воздвижения, сразу поклонение, и поются стихиры на целование Креста.

На Литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поется не Трисвятое, а тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…».
По окончании Литургии обычно все священнослужители выходят на середину храма, и с пением тропаря трижды кланяются Кресту до земли. Все молящиеся вместе с ними творят земные поклоны. Это единственный случай, когда полагаются земные поклоны в Господский двунадесятый праздник или воскресный день, да ещё и после причастия святых Христовых Таин.
Крест находится на середине храма до отдания праздника (4 октября).

Тропарь, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови всё, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.